Понять – значит исполнить

👁 66

64

В Кыргызстане нормы обеспечения бюджетной прозрачности закреплены законодательно. Конституция КР предусматривает право участия граждан в формировании местных бюджетов, а также получении информации о фактически расходуемых из бюджета средствах.

Информация о доходах и расходах местного бюджета должна быть доступна не только тем органам, которые занимаются этими вопросами, но и гражданам, которые вправе знать о том, каким образом и на что расходуются бюджетные деньги.

Согласно статьям Закона КР «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» и Закона КР «О финансово–экономических основах местного самоуправления», рассмотрение и утверждение бюджетов органов местного самоуправления производится гласно и публично на открытых сессиях кенеша и общественных слушаниях.

«Так как успех любого решения органов МСУ во многом зависит от поддержки со стороны населения, то особую правовую базу имеют общественные слушания по бюджетным вопросам в айылных аймаках. АА – это основная административно–территориальная единица Кыргызской Республики, которая может состоять из одного или более населенных пунктов, но в границах которой местное сообщество осуществляет местное самоуправление»,- говорит эксперт Асылбек Чекиров,- Общественные же слушания – относительно новая форма участия граждан в управлении бюджетными вопросами как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления, но она уже доказала свою эффективность в части права на общественно-политическое участие граждан, закрепленного Конституцией».

Однако, хоть время и опыт показали, что общественные слушания в Кыргызской Республике «прижились», органично вписались в социальную жизнь кыргызстанцев, и что сегодня эта практика распространяется на многие сферы жизни общества, все же существует много рекомендаций для тех, кто решил улучшить их результативность. Важно к ним прислушаться и взять на вооружение лучший чужой опыт, — считает Абсатар Сыргабаев, глава Барпы АО«

Когда я увидел результаты оценки деятельности нашего МСУ, меня сильно удивил большой разрыв между эффективностью деятельности органов местной власти и уровнем удовлетворенности населения, особенно наличие большого разрыва в 7–8 баллов в показателях по индикатору «Участие граждан в бюджетном процессе». Результаты оценки подтолкнули нас к принятию срочных мер по сокращению разрыва по этим показателям».

Кыдыр Тыналиев, глава Боз-Учукского АО, также удручен низкой оценкой по таким индикаторам, как участие граждан в бюджетном процессе и прозрачность бюджета. «Но мы должны признать, что оценка соответствует действительности. Мы постараемся восполнить данный пробел и надеемся в первую очередь провести общественные слушания по бюджету, в ходе которых надеемся повысить доверие наших граждан. В настоящее время мы уже подготовили проектно-сметную документацию на ремонт Дома культуры села Ново-Вознесеновка, довели информацию до сведения сельчан. С их согласия за счет средств местного бюджета были отремонтированы мосты во всех селах АО, в проведение ремонтных работ активно вовлекали местное население».

«Важно узнать о хорошем опыте, взять его на вооружение для своего сообщества, искоренить имеющиеся недостатки в работе АА. Это не что иное, как средство достичь более высоких результатов экономического развития»,- убежден Мурат Байдылдаев, заместитель директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве Кыргызской Республики (ГАМСУМО).

В этом отношении показателен опыт Бешик-Жонского Айыльного Аймака Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области. Его представила собравшимся председателям местных кенешей и лидерам сел 35 айыл окмоту Республики Гулмайрам Мукамилова, его ответственный секретарь. Она рассказала об успешном опыте вовлечения населения в процесс принятия решений по развитию родного айыльного аймака через улечшение практики проведения общественных слушаний «Цели таких слушаний: 1) информирование жителей АА о текущем состоянии бюджета, существующих проблемах и мерах по улучшению бюджетного процесса на следующий бюджетный год; 2) предоставление информации об исполнении утвержденного бюджета местному сообществу; 3) обсуждение и принятие мер по совместному решению вопросов местного значения, направленных на развитие муниципалитета,- сказала Гулмайрам Мукамилова,- Руководство АА не ждут окончания текущего года — уже сегодня проходят бюджетные слушания по проекту местного бюджета на следущий 2018 год. С целью ознакомления населения с основными параметрами местного бюджета гражданский бюджет публикуется в доступной форме, что дает возможность гражданам, не имеющим специального образования, получить исчерпывающую бюджетную информацию и своевременно реагировать на бюджетные процессы и вопросы местного развития.

Бакыт Айткулов, консультант проекта «Успешный аймак», говорит, что малообразованным в финансовом отношении сельчанам легче воспринимать информацию о бюджетах, если она преподносится методом сопоставления. Скажем, размер налогов с соотносится с каждодневными расходами человека: так, налог на земли пастбищ – 8 сом/год сопоставим с коробком спичек – 5 сом.

Говоря о доходной части Гражданского бюджета, если приводится прогнозная цифра потенциально несобранных налогов, то методом «обратного счета» из фактического поступления налогов можно высчитать налогооблагаемую площадь и сравнить с фактическими площадями на территории муниципалитета, например с магазином, швейным цехом, рынком и т.д. Недополученный потенциальный доход отражается в Гражданском бюджете.

Аналогично можно «доходчиво» расшифровать жителям и особенности расходной части местного бюджета. А именно, лучше предоставлять информацию о существующих расходах на образование и параллельно о нормативе финансирования на одного ученика сельской школы, либо информацию по расходам на услуги ЖКХ (например, расходы по вывозу ТБО) из расчета на одного жителя или одну семью.

«Также власти всегда должны доносить до граждан все те предложения, которые они хотят внести в бюджетный процесс в части его совершенствования. Скажем, это может касаться увеличения ставки земельного налога и так далее. Либо размеры тарифов на питьевое водоснабжение обязательно должны быть местными властями согласованы и одобрены местным сообществом. Также должны проводится общественные обсуждения проекта Стратегии организации услуг»,- считает Жылдыз Ниязалиева, менеджер по коммуникациям.

Что даст такой подход к организации общественных слушаний? По мнению Бакыта Айткулова, сразу решается несколько задач:

1) население активно участвует в бюджетном процессе и в вопросах развития;

2) повышается ответственность населения и действия органов МСУ по улучшению сбора налогов и неналоговых платежей;

3) у АА появляется возможность ведения новых, обоснованных ставок по отдельным видам налогов и неналоговых платежей;

4) эффективнее расходуются средства,

5) снижается нагрузка на местный бюджет,

6) неминуем улучшается жизнь в родном селе.

В качестве доказательства он привел пример: в Бешик-Жонском Айыльном Аймаке имеется 30 торговых точек, но только 10 из них платят налоги. Тогда АА поставил этот вопрос на общественных слушаниях перед народом. Но вначале было разъяснено снльчанам, куда направляются средства, собранные в местном бюджете: это социальные выплаты, поддержка муниципальных школ и детсадов, ветеранов и прочее и прочее. «Разве у тех, кто не хочет платить налоги, нет престарелых родителей? Развет нет у них детей?-задавали вопросы организаторы общественных слушаний собравшимся, защищая расходную часть бюджета. В итоге на сегодня все 30 торговых точек платят налоги, а также при поддержке самих жителей АА удалось вдвое увеличить коэффициент земельного налога: нынче он равен 1,6.

По мнению Мурата Байдылдаева, грамотная организация общественных слушаний по бюджетным вопросам со временем позволит не ограничиваться лишь отношениями с местным самоуправлением, но и уменьшит число дотационных муниципалитетов по стране.

Глава Бешик-Жонского АО Алтынбек Адишов убежден, что на общественные слушания надо выносить такие вопросы как:

1)формирование и исполнение местного бюджета; • управление муниципальной собственностью (продажа, предоставление в аренду, использование муниципальных земель, объектов и др.);

2)утверждение тарифов по питьевой и поливной воде, канализации, теплоснабжению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и др.;

3)иные вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности местного сообщества.

Также Алтынбек Адишов считает, что важна и информационная кампания «после» как свидетельство того, что местное самоуправление прислушивается к голосу сообщества, ценит его вклад и проявляет чуткость к мнению населения. « Если не рассказать людям о том, какие действия последовали после публичного обсуждения проблем, можно поте- рять доверие граждан и к таким мероприятиям, и к работе айыльных аймаков,- говрит он,- Планируя информационную кампанию «после», нужно тщательно продумать виды информации, которую необходимо распространить, а также изложить ее понятным языком и хорошо оформить. Как минимум, необходимо проинформировать людей о количестве вопросов и предложений, поступивших на мероприятие; о сути вопросов и предложений; о том, приняты ли они к исполнению; если они не приняты к исполнению, то почему; каковы перспективы решения проблем, озвученных в процессе обсуждения».

Жаль, что сегодня многие органы местного самоуправления и организаторы общественных слушаний придают им мало значения, совершая тем самым стратегическую ошибку.

Ирина Байрамукова

Распечатать Сохранить в PDF