Проблема правового регулирования безопасности игрушек до сих пор не решена

👁 2,798

20140723_152110

Огромное количество игрушек и детской одежды и обуви в Кыргызстан завозится сегодня из-за рубежа. Лидер в этом вопросе — наш сосед Китай, который не гнушается разными нарушениями стандартов безопасности в угоду прибыли.

Давно и много писано — переписано про вредный пластик, про радиацию, про материалы, вызывающие аллергию, и еще про много-много прочих негативов по отношению к китайской продукции для детей.

Исследования Экологического Движения «БИОМ» показали, что на рынке КР 80% игрушек произведены в Китае, но токсичные вещества содержались также в игрушках из других стран. Проблема усугубляется тем, что кыргызстанцы в силу низкого дохода семей вынуждены покупать для своих детей только самые дешевые игрушки, как правило, изготовленные из вредных материалов.

Эколог Анна Кириленко говорит: «Некоторые игрушки для ребёнка очень опасны. Иногда это вопрос качества, а иногда – несознательности производителя. Наиболее распространенные виды опасности для здоровья от игрушек:

1) это слишком громкое звучание (сегодня практически все мягкие игрушки снабжены батарейками), превышающее установленную норму в 85 децибел. Да и вообще «звуковой» игрушкой нельзя играть дольше 1 часа в день: постоянная звуковая нагрузка вредит не только слуху, но и нервной системе, вызывая переутомление;

2) это дешёвые, яркие, популярные мягкие игрушки из ПХВ, в котором обнаружены сильные канцерогены;

3) это игрушки, покрытые фосфором: разные светящиеся аппликации на потолок, светящиеся фигурки разных героев. Если игрушка низкого качества – велик риск, что она покрыта ядовитым фосфорным соединением;

4) это мягкие игрушки, сшиты из дешевых токсичных материалов, окрашенные ядовитыми красками, имеющие слабое крепление деталей. Они могут вызвать очень сильную аллергическую реакцию – анафилактический шок;

5) это производители пистолетов с пульками, дротиков, луков со стрелами, мечей и сабель с острыми концами держат курс на реалистичность и увеличение мощности детского оружия в ущерб его безопасности;

6) это дешевые некачественные резиновые игрушки имеют химический запах и «кислотный» цвет. Часто китайские игрушки в своём составе они содержат ртуть, свинец или мышьяк».

«Последствия игр с такой продукцией могут быть трагичными,- говорят специалисты Минздрава КР , — Это разрушение иммунной системы ребенка; раздражениеслизистой оболочки рта, носоглотки, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта;насморк, головокружение, головные боли, рвота, нарушение сна, одышка и сердцебиение; аллергические реакции».

По данным МЗ КР, в редких случаях имеют место даже летальные исходы. Свинец вызывает дефицит внимания, расстройство координации у малышей, анемию. Ртуть нарушает работу почек, расшатывает нервную систему, влияет на сердце, сосуды и пищеварение, может привести к потере зрения.Мышьяк вызывает у человека поражения кожи, гипертонию, неврологические расстройства.

Хотя игрушки предназначены для детей, покупают их родители. Взрослые обязаны оградить детей от опасности для здоровья, которе несут «вредные» игрушки.

Раз государство не может реализовать конституционное право каждого гражданина на работу, оно обязано хотя бы законодательно оградить подрастающее поколение — свое будущее — от вредных товаров. И надо отдать должное, Кыргызстан постарался обезопасить себя, ограничив ввоз некачественной продукции через разработку Технического регламента «О безопасности игрушек» еще от 30 июля 2013 года за № 177. Однако для нашей страны разработать – не значит довести до конца. Так вот, этот технический регламент «О безопасности игрушек» так и не вступил в силу!

Между прочим, в стране так и нет утвержденных Технических регламентов, которые бы регулировали в настоящий момент безопасность канцтоваров для детей! Иными словами, проблема правового регулирования безопасности игрушек до сих пор не решена!

«Детская одежда и игрушки входят в Перечень товаров от 1 апреля 2009 года (№ 206), ввозимых в КР, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю при перемещении через государственную границу,- говорит представитель ДГСН Мария Кошубакова, — Однако механизмов реализации проведения санитарно-эпидемиологического контроля при перемещении товаров через государственную границу Кыргызстана в национальном законодательстве нет».

По словам специалиста, до вступления в силу технических регламентов на продукцию, находящуюся в обращении на отечественном рынке, будут действовать только обязательные требования, регламентирующие минимально необходимые нормы в целях обеспечения безопасности по защите жизни и здоровья людей, животных и растений; охране окружающей среды, содержащиеся в нормативных правовых актах КР и стандартах. Так, в КР действует НПА от 30 декабря 2005 года за № 639 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции». То есть продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия и предназначенная для обращения на рынке, при ввозе на территорию Кыргызстана подлежит выпуску для свободного обращения при наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии установленной формы.

Сертификация – важный инструмент обеспечения безопасности по защите жизни и здоровья людей, по охране окружающей среды. Она проводится для подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, установлены в действующих НПА КР.Обязательные требования указаны в Перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. «Но до настоящего времени Правительством не обеспечена надлежащая правовая база, которая бы позволяла обеспечить экологическую безопасность товаров и продукции для детей, что не позволяет реализовать конституционные права на здоровье и благоприятную окружающую среду»,- говорит Представитель Национальной сети МиО ( Мониторинг и Оценка) в КР Татьяна Третьякова.

Специалисты Департамента государственного санитарно — эпидемиологического надзора при МЗ КР в плановом порядке во всех областях республики осуществляли точечные проверки качества реализуемых детских игрушек.Они установили – и по настоящее время не прекращается завоз небезопасных игрушек и канцтоваров для кыргызстанских детей.

Даже несмотря на то, что в связи с ограниченностью лабораторной базы исследования проводились только на содержание стирола, фенола, формальдегида, метилового спирта, на стойкость покрытия игрушек к влажной обработке, слюне и поту и на соответствие конструкции, результаты исследования оказались очень плачевными. Например, почти все отклонения от санитарных норм по содержанию перечисленных токсичных веществ были выявлены в пластизолевых игрушках для детей до 3х-летнего возраста!

«На ум приходит первое: вредные игрушки изымать из торговой сети! Механизмы же проведения контроля, изъятия некачественного товара и его утилизация в национальном законодательстве прописаны недостаточно. В соответствии со статьей 9 Закона «О защите прав потребителей» устанавливается право потребителя получать информацию о товаре. Эта информация должна содержать обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары, и должна быть изложена на государственном и официальном языках КР, а в необходимых случаях —и на иностранных. На практике же информация об игрушках редко предоставляется на русском языке, на кыргызском — практически никогда»,- говорит член Мониторинговой рабочей группы Наталья Богатова.

А может запретить продажу несертифицированных игрушек?! Однако, по словам другого участника мониторинга Веры Савочкиной, в магазинах при запросе сертификата соответствия продавцы либо вообще его не предоставляли, либо показывали сертификаты не на конкретно запрашиваемую продукцию. Игрушек, имеющих национальную маркировку сертификата соответствия, найдено не было вообще.

Эксперт Татьяна Третьякова озвучила рекомендации Членов Мониторинговой рабочей группы для Правительства КР:

  • Реализовать проведение широкой информационной кампании среди населения страны, посвященной безопасности детских игрушек, обеспечить для этого привлечение всех заинтересованных сторон ;
  • Предотвратить проникновение на национальные рынки детских игрушек, в состав которых входят опасные химические вещества;
  • Утвердить Санитарные нормы и правила в отношении обеспечения экологической безопасности населения и особенно детей;
  • Обеспечить маркировку игрушек с четким декларированием химического состава и рекомендациями по безопасному использованию и утилизации;
  • Обеспечить наличие достаточной лабораторной базы для проведения проверки всех партий детских игрушек на их соответствие требованиям нормативных документов;
  • Установить жесткий контроль за составом игрушек, регулярно и тщательно контролировать безопасность игрушек, поступающих на рынок от отечественных и зарубежных производителей;
  • Отказаться от продаж детских игрушек на неконтролируемых базарах, а создать условия для их продажи только в специализированных магазинах.

Не стоит забывать, что право на экологическую безопасность «больших» и «маленьких» кыргызстанцев интерпретируется прежде всего через конституционные права на здоровье и право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Взрослые обязаны окружать детей только безопасными игрушками.

Ирина Байрамукова

Распечатать Сохранить в PDF
  • $68.81
  • 80.45
  • 1.04
  • Золото 1197.1
  • Нефть 77.8
  • BTC 7017
Самая красивая страна Весенние цветы в Чаткальском районе

Весенние цветы в Чаткальском районе

Вышел в свет свежий номер!

Есть работа!

Узнавайте о возможностях трудоустройства! Узнавайте о планах владельцев по социальному развитию!