• $69.74
  • 79.24
  • 1.05
  • 1468.7
  • 64.48
  • 7205.92

Узбекистан хочет рекордно подняться в рейтинге по легкости ведения бизнеса

shmirziyoyev0318-blue

👁 703

Ш. Мирзиёев обнародовал план конкретных мероприятий для достижения этой цели

5 февраля канцелярия Президента Узбекистана обнародовала постановление о дополнительных мерах по улучшению рейтинга страны в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, известного более как «Ведение бизнеса» (DoingBusiness).

За последние пять лет Узбекистан и так весьма радикально поднялся в рейтинге DoingBusiness- с 146 на 76 место. Однако, как сказано в постановлении, «на практике еще сохраняются излишние бюрократические процедуры, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства».

Президент Мирзиёев поставил перед законодателями и чиновниками очень амбициозную задачу — добиться повышения позиции Республики Узбекистан в DoingBusinessс 76 до 20 места, то есть сразу на 50 позиций. Реализовать задуманное планируется к 2022 году, то есть менее, чем за три года. (Наша страна, к слову, сейчас занимает в рейтинге 70-ю позицию).

Утвержденная «Дорожная карта«по дальнейшему улучшению рейтинга содержит перечень конкретных реформ, которые планируется реализовывать в самое ближайшее время.

С 1 марта 2019 года банкам будет разрешено дистанционно, без личного визита клиента открывать счета юридическим лицам, учредителями которых являются резиденты, и индивидуальным предпринимателям. Предписано лишь соблюсти «условия для дистанционной идентификации», соответствующие рекомендациям ФАТФ. Это очень упрощает доступ бизнеса к банковскому обслуживанию. В нашей стране, к сожалению, такое пока невозможно: банковский регулятор скорее перестраховывается, чем облегчает клиентам доступ к банковскому сервису.

Серьезно либерализуется сфера получения разрешений на строительство. При выставлении земельных участков на электронный аукцион отменяется их исключительное целевое назначение. Указываться будет только исчерпывающий список объектов, которые на таких участках нельзя строить, либо наоборот — предписано строить.

Органам строительства передаются функции архитектурно-градостроительных советов. Советы оставят за собой только функцию согласования документации на застройку исторических и прочих охраняемых зон.

Если необходимо обновить топографическую или иную съемку проданного через электронный аукцион участка, государство оплатит такую работу само — без обременения собственника участка этими расходами.

Акт приемки в эксплуатацию завершенного строительством объекта будет выдаваться одновременно с выпиской из свидетельства о госрегистрации права на недвижимость. Никакого места для коррупции и затягивания с оформлением бумаг.

В сфере подключения к системе энергоснабжения предусмотрено, что за несанкционированное отключение потребителей от подачи энергии будут применяться экономические санкции. В Кыргызстане о таком можно только мечтать, причем мечтать еще, к сожалению, долго.

При регистрации собственности убирается масса существующих «бумажных» барьеров. Теперь нотариус сам (и безвозмездно) должен направить данные о сделке в госрегистр, причем по сети интернет. А обращаться за госрегистрацией недвижимости теперь будет разрешено в любом территориальном управлении.

Для защиты миноритарных акционеров в законодательство планируется внести положение, по которому любой акционер сможет привлечь члена наблюдательного совета общества к судебной ответственности за ущерб, причиненный обществу в результате заключения крупной сделки и сделки с аффилированным лицом, если ее сумма превышает 10% стоимости чистых активов общества. Пусть вас не смущает высокий барьер для обжалования: стоимость чистых активов считается за вычетом всех долгов предприятия, а большинство крупных узбекских приватизированных компаний весьма сильно закредитованы. У таких АО даже незначительные сделки могут арифметически превышать 10% порог.

Начисленные дивиденды по акциям предписано распределять через Центральный депозитарий или через инвестиционных посредников.

В сфере международной торговли будет также внедрено одно очень важное послабление для бизнеса. Предписано, что наряду с государственным органом, теперь сертификаты происхождения товара может выдавать Торгово-промышленная палата, причем она должна это делать на основании декларации участника внешнеэкономической деятельности в течение одного (!) рабочего дня с момента подачи заявления. Кыргызстанские экспортеры, отягощенные чрезмерно забюрократизированными правилами Таможенного Союза, могут этому только тихо завидовать.

В сфере обеспечения исполнения контрактов вводится порядок, позволяющий проводить досудебное заседание в экономическом суде, как метод разрешения споров.

С 1 марта 2019 года отменяется требование проставления печати в документах и заверения документов печатью. Очевидно же, что проставление печати — анахронизм, наследие советского бюрократического прошлого. В цивилизованных странах использование печати строго добровольно. Хотите ставьте штамп — хотите нет. Узбекистан от этого советского наследия избавляется через месяц. А в нашей стране по-прежнему действуют советские бюрократические правила, по которым печать является неотъемлемым элементом почти любого документа. В век цифровых технологий это смешно.

Также с марта этого года отменяется получение разрешения на строительно-монтажные работы. Вместо этого нужно просто подать одностороннее уведомление об их начале. Также резко сокращаются полномочия и права территориальных инспекций по контролю в сфере строительства.

Согласно тексту постановления, за его реализацию на указанных там чиновников возлагается персональная ответственность. Зная, как построена сфера госуправления в Узбекистане, можно ожидать, что ответственные чиновники будут землю рыть, но обеспечат внедрение всех предписанных Президентом новелл в срок.

Порадуемся за наших западных соседей: там полным ходом идет улучшение условий для бизнеса. И давайте поставим себе на заметку: если наша страна не будет предпринимать аналогичных усилий, свободный капитал будет через какое-то время предпочитать вложения в Узбекистане, а не у нас. Как минимум, узбекские общины юга нашей страны, которые могли бы вкладывать инвестиции в Кыргызстане, могут легко направить их в проекты своих родственников через границу.
Распечатать      Сохранить в PDF

 

Подписаться на Twitter

Аналитика

Доступ в базы данных владельцев предприятий, лицензий, товарных знаков и т.д.

Читайте, принимайте участие в «общественном обсуждении»

Базы данных, аналитика, дискуссионные материалы

«Офшорные утечки», данные из реестров, частные расследования

В Казахстане нарастает экономический кризис

Правительство пытается остановить бегство валюты, но совершает одну ошибку за другой.

Нужно ли Кыргызстану отказываться от доллара?

Турецкий лидер предложил Кыргызстану уйти от доллара во взаимных расчётах.

Не пора ли нам выпустить валютные облигации?

Новость о том, что Узбекистан планирует крупный выпуск валютных облигаций для иностранных инвесторов, осталась в Кыргызстане совершенно незамеченной.

Золото падает. И будет падать еще?

Цена на золото на мировых торговых площадках за лето этого года рухнула почти на 100 долларов.

Антироссийские банковские санкции: как минимизировать риски для банков Кыргызстана?

Могут быть заблокированы долларовые расчёты основных российских государственных банков.

Китайский спецназ для защиты инвесторов

О том, как новостной фейк подчеркивает проблему лучше правдивых новостей   Кыргызстанские государственные орган

За рейдерство инвестиций придется отвечать?

Канадская Stans Energy отсудила у Кыргызстана 24 млн. $, но до взыскания денег еще далеко

Когда не получается у Минэконома, подключается МИД. В Кыргызстане будут строить современные логистические центры

Если в Кыргызстане всё же построят современную торговую инфраструктуру, это поможет фермерам увеличить доходы от продаж

Еще аналитика

Подписаться на новости