• $69.84
  • 79.51
  • 1.05
  • 1197.1
  • 80.8
  • 6517

Узбекистан – серьёзный конкурент за деньги инвесторов

index

👁 1,437

Прошло чуть больше полутора лет с тех пор, как к власти в Республике Узбекистан пришёл Шавкат Мирзиёев и страна начала быстрыми темпами проводить реформы.

Многие кыргызстанские чиновники, с которыми беседовала ЭКОНОМИКА в последний год, до сих пор исходят из того, что Узбекистан по открытости экономики вряд ли может составить нам конкуренцию. По инерции они считают эту страну очень замкнутой – какой она действительно была все годы правления Ислама Каримова. А правда состоит в том, что нам давно пора обратить внимание на глубину узбекских реформ. Потому что Узбекистан быстрыми темпами превращается в нашего самого сильного регионального конкурента за иностранные инвестиции.

Кыргызская Республика по состоянию на сегодня – самая открытая и либеральная страна Центральной Азии. Наше законодательство, разработанное под надзором иностранных консультантов, пока что самое демократичное для инвесторов. У нас низкие налоги, нет валютных ограничений, инвесторы пользуются множеством специальных льгот. Однако серьёзной слабостью Кыргызстана на мировом рынке инвестиций является то, что здесь очень мало объектов инвестирования, которые могут заинтересовать крупных международных игроков. Горный сектор – полудохлый, развивается по сути только несколько золотых месторождений. Сельское хозяйство раздроблено на мелких производителей, с которыми очень сложно вести дела крупным компаниям. Для мировых брендов рынок страны не очень интересен из-за ограниченного размера населения: всего 6 миллионов человек, 1 миллион из которых и то работают за границей.

Узбекистан же – мечта иностранного инвестора: 34 миллиона граждан, определённая доля которых имеет высокую покупательную способность. Сильная индустрия. Хлопок. Нефть и газ. Промышленные проекты. Всё это в годы Каримова было изолировано от внешних инвесторов драконовскими ограничениями, замкнутостью валюты, отсталостью банковской системы, неразвитостью рынка ценных бумаг. Однако теперь эти ограничения сняты, и иностранные инвесторы толпами потянулись в Узбекистан, чтобы первыми воспользоваться открытыми возможностями.

Немногие понимают истинный масштаб того, насколько радикально изменился Узбекистан за полтора года.

Если раньше там шутили, что есть три курса валюты – государственный, чёрный и очень чёрный, то теперь иностранную валюту можно свободно поменять по рыночному курсу на каждом углу. Банки стали свободно проводить международные платежи – то, чем всегда гордилась кыргызская банковская система. Серьёзно упрощён въезд в страну иностранным туристам и деловым гостям.

Пятилетняя программа приватизации открыла путь иностранным инвесторам к активам более чем 1 200 компаний. Это было сделано для того, чтобы увеличить присутствие частного сектора в экономике за счёт сокращения участия государства. Кроме того, инвесторам предложили 900 новых инвестиционных проектов на сумму 41 млрд долларов в нефтегазовой, нефтехимической, текстильной, пищевой, фармацевтической и промышленности строительных материалов.

Подписан Указ «О свободных экономических зонах», установивший единый правовой режим для трёх СЭЗ в Узбекистане. Компании, которые будут организовывать производство в этих СЭЗ, освобождаются от всех налогов и таможенных пошлин. Льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объёма инвестиций, от $300 тысяч до $3 млн – на срок от 3 лет, от $3 млн до $5 млн – сроком на 5 лет, от $5 млн до $10 млн – сроком на 7 лет.

Правительство приняло меры для защиты частной собственности и улучшения бизнес-климата. С 1 января 2017 года отменены все виды проверок деятельности хозяйствующих субъектов. Создан институт бизнес-омбудсмена.

На очереди – усовершенствование законодательства о рынке ценных бумаг и более полная интеграция местных бирж и депозитариев с мировыми клиринговыми системами.

До 1 сентября узбекские законодатели должны подготовить законопроект, регулирующий обращение электронных денег. В стране предполагается разработать и внедрить комплекс мер по стимулированию применения технологии бесконтактных платежей.

Узбекистан даже заявил о поддержке бизнеса в сфере криптовалют и блокчейн-технологии. Далеко не во всех странах чиновники находят для этого смелость (хотя привлекать разработчиков новых технологий и платёжных сервисов хотят все).

Президент Мирзиёев одобрил запуск с 1 июня этого года центра компетенции по технологиям распределённого реестра при инновационном центре Mirzo Ulugbek Innovation Center. В его задачи войдут формирование условий для использования возможностей блокчейна, подготовка и поддержка разработчиков в освоении этой технологии. А 28 апреля 2018 года в Ташкенте пройдёт международный форум по блокчейну, куда приглашены делегаты со всего мира. В результате Узбекистан получит инвестиции и в этой технологической сфере.

Если темп реформ в Узбекистане не снизится, в ближайшие два года страна догонит и перегонит наше государство по уровню открытости к международным инвестициям. Нашему соседу можно только позавидовать в том, что, помимо либерального законодательства, он может предложить инвесторам конкретные объекты для вложения – от розничной торговли в расчёте на десятки миллионов покупателей до развития крупных месторождений и промышленных объектов.

Нам следует очень внимательно следить за тем, что происходит в Узбекистане. И ни в коем случае не сбавлять темпа в переходе к цифровой экономике, а также в развитии самых передовых инвестиционных сервисов.

Пока что наша страна – самая удобная региональная площадка для финансово-инвестиционной деятельности, но у нас много слабостей, которые в долгосрочной перспективе могут привести к проигрышу в международной конкуренции.

Во-первых, у нас не очень развита инвестиционная инфраструктура. Её надо в срочном порядке приводить к мировым стандартам. Это – биржи, инвестиционные компании, депозитарии, расчётные системы.

Во-вторых, нам нужно срочно убирать все барьеры для иностранных инвестиций в горнорудный сектор. Формально их как бы нет, но на практике под видом аукционной системы создан серьёзный барьер для тех, кто готов вкладывать деньги, но не хочет годами ждать, пока государство выставит нужный объект на аукцион.

В-третьих, стране необходимо очень активно работать над своим имиджем инвестиционно привлекательного государства. Мы понимаем, что бюджетных денег на работу с иностранными СМИ и платную обработку Интернета нет, но все страны, которые ищут инвестиции, начинали именно с этого. В Интернете до сих пор полно негативных материалов о событиях десятилетней давности, а материалов о сегодняшних преимуществах Кыргызстана почти нет.

И давайте изучать шаги наших узбекских партнеров. Мы – дружеские страны, но на мировом рынке инвестиций мы – конкуренты. Очень не хочется проигрывать.

Распечатать      Сохранить в PDF

 

Аналитика

Доступ в базы данных владельцев предприятий, лицензий, товарных знаков и т.д.

Читайте, принимайте участие в «общественном обсуждении»

Базы данных, аналитика, дискуссионные материалы

«Офшорные утечки», данные из реестров, частные расследования

В Казахстане нарастает экономический кризис

Правительство пытается остановить бегство валюты, но совершает одну ошибку за другой.

Нужно ли Кыргызстану отказываться от доллара?

Турецкий лидер предложил Кыргызстану уйти от доллара во взаимных расчётах.

Не пора ли нам выпустить валютные облигации?

Новость о том, что Узбекистан планирует крупный выпуск валютных облигаций для иностранных инвесторов, осталась в Кыргызстане совершенно незамеченной.

Золото падает. И будет падать еще?

Цена на золото на мировых торговых площадках за лето этого года рухнула почти на 100 долларов.

Антироссийские банковские санкции: как минимизировать риски для банков Кыргызстана?

Могут быть заблокированы долларовые расчёты основных российских государственных банков.

Когда не получается у Минэконома, подключается МИД. В Кыргызстане будут строить современные логистические центры

Если в Кыргызстане всё же построят современную торговую инфраструктуру, это поможет фермерам увеличить доходы от продаж

История о том, как самурай в Бишкеке дорогу строил

В некотором царстве, в некотором государстве (не подумайте, не в Кыргызстане) жил-был один самурай.

Сербское правительство защищает своих фермеров от кыргызстанской фасоли.

Таласскую фасоль экспортируют уже давно в страны Европейского союза (ЕС).

Еще аналитика

Подписаться на новости